История компании

История появления компании АО «Казахтелеком».
Становление телекоммуникационной отрасли Казахстана

История зарождения национального оператора связи тесно связана с историей становления и развития самой отрасли телекоммуникаций в Казахстане.

Отправной точкой казахстанских телекоммуникаций можно назвать 1862 год, когда телеграфная линия связала города Верный и Пишпек. На тот период это было единственным эффективным средством быстрой связи между городами как самого Казахстана, так и всего региона в целом с окружающим миром. В течение следующих лет связь по телеграфным линиям была установлена между Верным и уездными городами Семиречья – Джаркентом, Лепсинском, Сергиополем, Капалом, а затем были проложены линии на запад – к Ташкенту и на север – к Семипалатинску и Омску.

Тем не менее развивалась и телефонная связь, которая тогда была доступна очень немногим. Общее количество телефонных абонентов Казахстана в дореволюционный период было меньше тысячи. Городские телефонные станции со своими линейными сетями существовали в Верном, Кзыл-Орде, Кустанае, Семипалатинске, Уральске, Павлодаре, Петропавловске. Например, в Петропавловске станция была смонтирована в 1909 году фирмой Ericsson. На станции использовался коммутатор той же фирмы с системой местного питания. В качестве абонентской линии применялись стальные воздушные провода, а линии были однопроводными и подвешивались на столбах вдоль улиц. В некоторых других городах применялось оборудование фирмы Siemens (и по сей день остающейся одним из партнеров АО «Казахтелеком»). 

Таким образом, в имперский период была заложена основа для развития телекоммуникаций в Казахстане. Как известно, при любом перевороте (а их в казахстанских городах за время гражданского противостояния произошло немало) победившая сторона, прежде всего, стремилась овладеть узлами связи. 

Особенно плодотворным для развития связи и телекоммуникаций в Казахстане стал советский период. После окончательного установления советской власти встал вопрос о восстановлении разрушенного телеграфного и телефонного хозяйства, без которых нормальное управление экономическими и политическими процессами, происходящими на огромной территории Казахстана, было бы невозможно. Прежде всего, надо было восстановить нормальную телеграфную связь.

Несмотря на бедственное материальное положение СССР в целом, телеграфная связь постепенно восстанавливалась, устаревшие аппараты системы Морзе постепенно заменялись более современными буквопечатающими устройствами. Телеграфный обмен достиг 1,3 миллиона телеграмм в год. Появился новый вид экстренных телеграмм в дневное и ночное время. 

Постепенно ситуация с телефонизацией менялась в лучшую сторону. Правительство выделило средства на приобретение пяти кустарно изготовленных коммутаторов, организовало производство метизов для линейного хозяйства, получило несколько комплектов демонтированного оборудования из различных городов страны. Телефонные станции устанавливались не только в городах, но и в райцентрах. 

Очень важные события произошли в 1934 году, когда в Алма-Ате завершилось строительство Дома Связи, в котором разместились почтамт, телеграф, междугородная и городская телефонные станции Алма-Аты. В марте 1934 г. в составе телеграфа была организована первая междугородная телефонная станция, которая вскоре стала самостоятельным предприятием. В 1939 году впервые по казахстанским телеграфным сетям было передано фотоизображение – портрет великого казахского мыслителя и поэта Абая Кунанбаева.

В марте 1943 г. была организована высокочастотная телефонная связь Алма-Аты с Карагандой и Акмолинском. Затем эта линия была продлена до Москвы. На этой сверхмощной по тем временам телефонной магистрали Алма-Ата – Москва в общей сложности было подвешено более 5 тысяч км медных проводов. 

Но по-настоящему развитие отрасли возобновилось только в послевоенные годы. В 1945-1946 годах была подвешена телефонная цепь из цветного металла на трассе от Алма-Аты до Семипалатинска и далее до Новосибирска. В тот же период осуществилось уплотнение действующей цепи на участке Алма-Ата – Ташкент, что позволило улучшить качество переговоров между Алма-Атой и Джамбулом, Чимкентом, Ташкентом и Москвой. 

В шестидесятые годы началось внедрение сети факсимильных связей, с помощью которой осуществлялась документальная передача по линиям связи рисунков, фото, чертежей и, наконец, газет. В апреле 1970 года из Москвы в Алма-Ату стали передавать по фототелеграфу первые газетные полосы. Разумеется, печатным органом, номера которого казахстанцы стали теперь получать день в день и даже час в час с москвичами, стала «Правда». 

В феврале 1955 года образовалось Министерство связи Казахской ССР и с его помощью удалось добиться прокладки магистрального кабеля от Алма-Аты до Петропавловска через Караганду, Целиноград, Кокчетав. Всего через 15 лет после начала освоения целины в регионе было телефонизировано 91 % сельсоветов, 99,5% совхозов, 99,8% колхозов. В 1970 году телефонизация всех колхозов, совхозов и сельсоветов была завершена. Это позволило начать программу перевода всей сети на сплошную автоматизацию. На автоматический метод обслуживания перевели и междугородную связь. 

В 80-е годы началось активное строительство подземных магистралей. В 1990 году в республике работали 1 миллион 250 тысяч квартирных телефонов или 28 телефонов на 100 семей. 

В новой ситуации оказалась отрасль после распада СССР. С целью сгладить его негативные последствия, Кабинет Министров Казахской ССР принял постановление от 29 ноября 1991 года «О мерах по организации производства средств связи в Казахской ССР для интенсивного развития телевидения, радио и телефонной связи». Несмотря на все трудности, удалось много сделать для сохранения и технического, и кадрового потенциала отрасли, привлечения инвестиций, установления первых контактов с зарубежными партнерами, для внедрения непривычных для нас технологических новинок. 

На повестку дня встал вопрос о создании национальной телекоммуникационной компании, по образцу существующих в большинстве стран мира, которая сумела бы организовать работу отрасли на уровне, отвечающем современным рыночным условиям и последним технологическим достижениям.

Принятые меры позволили отчасти затормозить негативные процессы и заложить основы будущей работы. А сделать предстояло много. Телекоммуникационная отрасль должна была не просто оставаться «на плаву», не просто решать насущные проблемы, не просто обеспечивать казахстанцев привычными услугами связи, но и выйти на принципиально новые рубежи. 

Казахстан начал интеграцию в мировую экономику. В полной мере осуществить эту задачу можно было только имея в распоряжении такой эффективный инструмент, как современная, способная гибко реагировать на потребности рынка как внутреннего, так и внешнего, динамично развивающаяся структура телекоммуникаций, вписанная в международный контекст и удовлетворяющая не только сегодняшним, но и завтрашним запросам. На очереди было осуществление проектов, имеющих принципиальное значение для страны, способных утвердить Казахстан в качестве важного транзитного узла, успешно конкурирующего с альтернативными узлами России и дальнего зарубежья.

Необходимо было аккумулировать финансовые средства, кадровый потенциал, технологические возможности, разработать единую национальную политику в области телекоммуникаций, умело спланировать стратегические и тактические задачи, поэтапно и с максимальной эффективностью и минимумом затрат решить их. Только так отрасль могла внести свой достойный вклад в реализацию планов преобразования казахстанской экономики, выдвинутых Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Другими словами встал вопрос о необходимости создания компании – национального оператора в области телекоммуникаций. 

Это произошло в 1994 году. 17 июня 1994 года – день рождения компании НАК «Казахтелеком», с именем которой отныне неразрывно связана судьба телекоммуникационной отрасли нашей страны. Это был первый шаг к становлению одной из стратегически важных областей нашей экономики, который позволил вывести страну на высокие места по многим показателям в отрасли. И сегодня мало кто представляет себе жизнь нашего общества без компании «Казахтелеком» и услуг связи, которые она предоставляет.

Сообщите об ошибке портала

Здравствуйте! Если что-то пошло не так, пожалуйста, оповестите нас о найденной ошибке, чтобы она была устранена в ближайшее время
Скриншот ошибки
Описание ошибки
Дополнительные изображения