История подходов КСО

Социальная ответственность бизнеса - жизненно важный и общепризнанный фактор конкуренции в экономически развитых странах

Еще недавно в пределах Казахстана термин «социальная ответственность бизнеса» был знаком лишь узкому кругу лиц. Многие компании занимались бессистемной благотворительностью и не задумывались о влиянии своей деятельности на общество. Но в последние годы наметились положительные сдвиги: в Казахстане развернулась широкая общественная дискуссия на тему социальной ответственности бизнеса.

Впервые о социальной ответственности заговорили в 1905 году, когда в США зародилось движение Rotary, суть которого заключалась в том, что материально преуспевающие люди должны вносить свою лепту в улучшения в профессиональной сфере и обществе.

Международная конференция по устойчивому развитию, состоявшаяся в 1992 году в г. Рио-де-Жайнеро, стала поворотным пунктом, зафиксировавшим новые требования со стороны мирового сообщества к корпорациям по повышению их социальной ответственности. Она явилась мощным импульсом активизации изучения роли крупных компаний в решении социальных проблем.  

Первым тему социальной ответственности бизнеса в Казахстане поднял Президент Казахстана в своем февральском Послании народу 2005 года и в выступлении на II Конгрессе предпринимателей республики. В своем приветственном обращении Президент нашей страны отметил, что «основой казахстанской модели он видит реальные партнерские отношения между бизнесом и властью в социальном диалоге. Впереди новые цели, главная из которых – вхождение Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира с высокими стандартами жизни. Казахстанская модель должна предусматривать повышение вклада предпринимательства в устойчивое развитие страны, решение экологических вопросов, социально значимых национальных и региональных проблем, подготовку профессиональных кадров, охрану здоровья работников, экономическое процветание и благополучие всех граждан Казахстана».


Известные международные организации по вопросам корпоративной социальной ответственности


«Бизнес за социальную ответственность» (Business for Social Responsibility)

Образована в 1992 году как альянс примерно 50 компаний, бывших как коммерчески успешными, так и социально ответственными. Помогает своим членам с экспертизой, проектированием, внедрением и оценкой успешных социально-ответственных решений. Сегодня члены БСО имеют почти 2$ триллиона дохода ежегодно и более чем 6 миллионов сотрудников во всём мире. Открыта для любых компаний, независимо от их размера или отраслевой принадлежности. Сосредоточенная на деловых потребностях, не защищает какой-либо один стандарт социальной ответственности, а признаёт, что не существует никакого единственного «правильного» пути для становления компании, как хорошего «сообщества граждан общества».

«Глобальный договор» (The Global Compact)

Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций Кофи Аннан впервые предложил «Глобальный договор» в своём выступлении на Всемирном экономическом форуме 31 января 1999 года. Генеральный секретарь пригласил руководителей деловых кругов присоединиться к международной инициативе — «Глобальному договору», — которая объединит компании с учреждениями Организации Объединённых Наций, трудящимися и гражданским обществом в поддержку девяти универсальных принципов в сферах прав человека, труда и окружающей среды.

Посредством такой силы как коллективные действия «Глобальный договор» имеет целью продвинуть на более высокий уровень ответственную гражданскую позицию корпораций для того, чтобы деловые круги могли достойно участвовать в решении проблем глобализации. Таким образом, частный сектор — в партнёрстве с другими общественными силами — может помочь в осуществлении видения Генерального секретаря — более устойчивой и всеохватывающей глобальной экономики.

Международный деловой форум лидеров (The International Business Leaders Forum)

Создана в 1990 году, чтобы способствовать продвижению ответственных деловых решений бизнеса и получения выгоды от этого для всего общества. МДФЛ помогает компаниям формировать лидерство в соответствии с ответственной деловой практикой.

В своей деятельности МДФЛ акцентирует своё внимание в следующих сферах деятельности бизнеса:

  • деловые стандарты и общее управление;
  • образование и развитие человеческого потенциала;
  • права человека, стандарты труда и предотвращение трудовых конфликтов;
  • экономическое развитие;
  • улучшение здоровья, рабочие места и окружающая среда.


Институт этики предпринимательства и социальной ответственности (Instituto Ethos de Empresas e Responsabilidad Socia)

Создана с целью мобилизации помощи ведению бизнеса социально ответственным способом, создания справедливого жизнеспособного общества. Его 800 членов включают в себя компании различных сегментов рынка и размеров. Основная задача этих компаний заключается в установлении этических образцов в отношениях со служащими, клиентами, поставщиками, акционерами и местным сообществом.

Институт этики работает в четырёх направлениях:

  • популяризирует общественное движение за социальную ответственность компаний в Бразилии;
  • стремится к росту деятельности компаний в области корпоративной социальной ответственности;
  • оказывает влияние на рынки и наиболее важных игроков рынка с целью создания благоприятной среды для развития социальной ответственности бизнеса;
  • объединяет корпоративную социальную ответственность с другими направлениями общественной деятельности.


Корпоративная социальная ответственность Европа (CSR Europe)

Создана с целью способствования росту общей социальной ответственности. Миссия КСО Европы состоит в том, чтобы помочь компаниям достичь рентабельности, жизнеспособного роста и прогресса. КСО Европа была основана в 1996 году председателем Еврокомиссии Жаком Делросом.

Цели организации:

  • убедить менеджеров компаний в выгодах социально ответственной деловой практики;
  • предложить бизнесу обучающие программы, которые помогают формировать новые возможности;
  • включить в диалог все заинтересованные стороны.


Бизнес в сообществе — БС, Великобритания (Business in the Community)

Уникальное движение 700 компаний Великобритании, которое действует через сеть 98 локальных бизнес-сообществ, а также работает с 45 мировыми партнёрами. Цель БС состоит в том, чтобы поддерживать бизнес в его стремлении к положительному образу в обществе. БС был основан в 1982 году. Хотя ключевую роль в создании организации играли крупные компании, сейчас она объединяет также малые и средние компании. Значительную роль в деятельности организации играет Принц Уэльсский. Для информации: в Великобритании учреждена должность советника по КСО (Minister for corporatesocial responsibility).


Глобальная инициатива по отчетности (организация GRI)

Независимая международная организация, миссией которой является разработка общепринятой системы отчетности по устойчивому развитию по принципу «трех корзин» или «триединого итога» (Triple Bottom Line): экономика компаний, экология производства и социальная политика.

Была признана последним Всемирным саммитом ООН по устойчивому развитию. Штаб-квартира расположена в г.Амстердам (Нидерланды).

Придерживается принципов устойчивого развития, которые должны обеспечивать удовлетворение нынешних потребностей без ущерба для будущих поколений. Целью организации является устойчивая мировая экономика, в которой раскрытие нефинансовой информации будет обыденным явлением.


Основа Стратегии АО "Казахтелеком" в области КСО на 2012-2020 годы - Руководство в области отчетности по устойчивому развитию Глобальной инициативы по отчетности (Руководство GRI)

Результаты исследования «Эрнст энд Янг» показатели, что более чем две трети компаний из списка Fortune Global 500 выпускают нефинансовую отчетность в форме отчета о корпоративной социальной ответственности.

В брошюре Бюро Глобального договора ООН и Глобальной инициативы по отчетности «Устанавливая связь» указано, что более 1000 организаций из почти 60 стран официально заявили о том, что они используют «Руководство по отчетности в области устойчивого развития».


Специфика стандарта GRI:

  • социальный отчет компании формируется на основе тех же принципов, на каких формируется обычная финансовая отчетность
  • компания, которая только начинает составлять социальную отчетность, сможет легко использовать и учесть в ней уже имеющуюся информацию о своей деятельности
  • для тех компаний, которые не могут сразу и в полном объеме отвечать требованиям стандарта, предоставляются указания по постепенному введению отчетности на основе показателей GRI (определенная гибкость и «пошаговое планирование»)

Сохраняя добровольный характер, нефинансовая отчетность становится распространенной практикой, постепенно превращаясь в признак хорошей корпоративной культуры.

Сообщите об ошибке портала

Здравствуйте! Если что-то пошло не так, пожалуйста, оповестите нас о найденной ошибке, чтобы она была устранена в ближайшее время
Скриншот ошибки
Описание ошибки
Дополнительные изображения